18:51
Моя педагогическая философия
ЭССЕ 
на муниципальный тур "Учитель года - 2020"

        Ровно тринадцать лет назад, в эти же самые дни я писала своё эссе на районный конкурс «Учитель года – 2007 ». Несмотря на трудности ведения предмета, иногда возникающие проблемы с дисциплиной ребят, отношение мое к профессии было восторженным. Я ни за что не соглашалась убрать из эссе строки о роли вдохновения и страсти в моей профессии. Улыбаюсь, вспоминая. Мне интересно подвести некий итог вопросом – а как я отношусь к своей профессии сейчас? Ведь ответив, я познаю себя не только, как учителя, но и как человека. Недаром говорят: «Профессия – моя жизнь».

       В начале педагогического трудового пути, цели мои были явны и понятны: применить всё, чему тебя учили в университете, в школе. И верилось, и мечталось, что смогу стать самым лучшим учителем для ребят, найти путь к их мыслям, ответы на их вопросы, стать другом. И, конечно, боялась ошибок: предметных – вдруг что-то забуду, и психологических – вдруг кого-то обижу.

        Спустя несколько лет учительская душа потребовала обобщения методов и приёмов, которые использовала на уроках. Я активно изучала педагогические технологии и применяла их в своей работе. Нашла, обобщила, связала, была очень довольна собой. Моя метода давала результат, повысилась успеваемость учеников. Но где же, где, та заветная методика, которая откроет алгоритм превращения неуспевающего ученика в отличника? Вдохновленная, я продолжала поиски.

       Прошло ещё несколько лет. Совсем немного, а жизнь другая. Сократилась дистанция между городом и деревней, «уменьшились» расстояния. Интернет-скачок и транспортная насыщенность. Искать информацию стало намного легче, она сама находит тебя, достаточно одного запроса. Привыкла перерабатывать гигабайты информации в различных направлениях. Изучила даже техники коучинга по достижению успеха, прослушала десятки лекций.

- Игорь, а кто такой успешный ученик?               (имена изменены)

- Тот, который хорошо учится, - говорит мне ученик-троечник.

Это для него недостижимо, у него семья… неблагополучная. Он мечтает хорошо учиться и не верит в свою мечту.

- Маша, ты успешный ученик? - спросила у девочки-хорошистки.

- Не знаю, - отвечает, - успешный – это тот, кто ставит цель и добивается её.

Она мечтает достигать крутых целей.

- А ты считаешь себя успешным учеником? – спрашиваю я ученицу-отличницу. За её плечами призовые места в конкурсах и олимпиадах. Она точно должна знать, кто такой успешный ученик.

- Нет, не считаю, потому что успешный, это тот, кто получает удовольствие от учебы, а я часто получаю стресс.

Она мечтает научиться бесстрашию.

           С самых малых лет накапливает ребенок свой личный опыт по изучению своего края, социума – того, что вокруг. Есть в этом опыте и личные эксперименты, и наблюдения, и измерения - всё как в науке, но своё!

         Успешность учащихся напрямую зависит от способности Учителя создавать условия для реализации личного опыта ребенка в учебной и исследовательской деятельности, добавляя в него (в опыт) новое, научное, предметное. Мы обязаны не просто видеть причины неудач и создавать ситуации успеха для каждого ученика, для целого коллектива детей, но и двигать их к новым достижениям, сохраняя мотивацию и веру в мечту.

         Но нет такой технологии, которая отсканирует мечту ученика, распишет алгоритм её достижения и по шагам укажет путь. Нет такой волшебной методики.

    Это сможет сделать только Человек, способный услышать, интуитивно почувствовать то, что сам ученик ещё не осознал.

           Как я отношусь к своей профессии сейчас? Трепетно, с тысячами вопросов. Я как никогда понимаю, какие ресурсы хранит она для учеников, и как никогда осознаю, что отдать эти ресурсы – невероятно тяжело.

         На наших глазах сейчас происходят стремительные изменения в технологиях, в образовании, в социальной сфере. И современный Учитель должен быть «на волне», как сёрфер. Это значит, постоянно учится, проявлять интерес и увлеченность, чувствовать этот мир, верить в его хорошую сторону, и, главное, настойчиво показывать эту хорошую сторону ученикам.

           И может быть сегодня, спустя долгих 20 лет, я не впишу в свое эссе те самые строки о страсти в профессии, но по-прежнему отношусь к своему труду с вдохновением и творчеством. Только сейчас любого педагога я вижу, как наставника. Наставничество наполнено тихой мудростью, толкает к разумному, вечному, мотивирует так, что сил хватит дотронуться до неба. Представляете, как надо расти, чтобы стать таким учителем, таким наставником?!     
  Чтобы вести за собой, надо идти самому!

Просмотров: 516 | Добавил: ОбЧистякова | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar